Путешествия по СНГ

Провела ночь в узбекском плацкарте: неприятный опыт, который запомнится на всю жизнь

26 июля, 17:50

Какая удивительная страна — Узбекистан, с его богатой историей, яркой культурой и теплыми людьми. Но даже самые романтичные путешествия иногда оборачиваются не тем, что ожидал, особенно когда речь идет о ночных железнодорожных переездах. Провести ночь в узбекском плацкарте — значит столкнуться с рядом нюансов, которые останутся в памяти навсегда. Именно о таком опыте я расскажу сегодня, потому что он был не только насыщенным событиями, но и открыл мне глаза на реальные условия, в которых приходится путешествовать по этим чудесным краям.

Встреча с узбекским плацкартом: что идет не так?

Путешествие началось с покупки билетов в последний момент. В Узбекистане железнодорожные билеты на внутренние маршруты часто сохраняют свою популярность благодаря доступной цене и удобству перемещения между городами. Я выбрала маршрут Ташкент — Бухара, ведь именно он считается одним из самых живописных и насыщенных историей. В итоге достались билеты на ночной поезд, а вместе с ними — расслабленная подготовка к приключению.

Вагоны, конечно, славятся своей аутентичностью. Внешне — такие же, как наши советские или российские плацкарты: четыре спальные полки, столики, розетки, правда большинство из них нерабочие. Внутри — скромно, но чисто, с накидками и постельным бельем — всё, как привыкли в России. Однако, вскоре я поняла, что именно в этом вагоне кроется главный подвох.

А вот и неприятности

Самое неприятное — это, конечно, ночное отсутствие комфорта. Я оказалась на нижней боковушке — самой неудобной и самой проблемной. Размеры у меня маленькие — 161 см роста, но даже этого было достаточно, чтобы понять: ноги не поместились. Свисающие вниз, мои конечности мешали проходу, а соседи по соседним полкам или запинались о мои ноги, или жаловались на дискомфорт. Представьте, если у вас рост 180-185 см — что вас ждет? В этой стране, где большинство мужчин выше среднего, ситуация не из приятных.

Подчиниться я могла только тому, что стало единственным способом — свернуться калачиком. Внутри этого узкого спального места, где даже при сгибании ног ощущается теснота, я пыталась заснуть, но каждую минуту просыпалась от того, что кто-то в проходе запинается или мои ноги задевают натянутую ткань боковушки. А еще — жара и запах ночи, смешанный с ароматами пряностей и пота — всё это создавало атмосферу настоящего приключения.

Условия в вагоне — реальность без прикрас

  • Туалеты. Это отдельная тема. Ужасные — маленькие, грязные, без мыла и сидений. Использовать их — настоящее испытание для нервной системы и гигиенических принципов. Как правило, я всегда имела при себе влажные салфетки и антисептик, но даже они не спасали полностью.
  • Вагон-ресторан. Назвать его рестораном было бы сильной натяжкой. Небольшая кухня со свежими пирожками и снеками — всё, что там есть. Чай — бесплатный, горячий, подают его прямо из чайника — это узбекская традиция, которая не оставляет равнодушным любителя национальных обычаев.
  • Комфорт и климат. Температура внутри вагона порой достигала +35°C, что в условиях не кондиционированного пространства ощущалось как настоящее испытание. Особенно трудно — женщинам и пожилым, ведь на них зачастую держится вся загрузка, и сняться с одежды практически нереально из-за религии.

Реальные последствия ночи

На утро мое тело было в буквальном смысле "разбитым". Мышцы болели, так как за ночь я не могла полностью расслабиться. Самое ужасное — это ощущение, что моя ночь прошла в нескончаемом конвульсивном боксе, а все потому, что место для ног оказалось настолько тесным, что казалось, будто меня заперли в железной коробке. И самое удивительное — всего 161 см роста. Представьте тех, у кого рост выше — я уверенна, что для них это настоящее испытание.

Понимаешь, что узбекские железные дороги в целом не приспособлены для комфортных ночных путешествий. Быстрый взгляд на статистику показывает, что в 2024 году на внутренних маршрутах было перевезено более 23 миллионов пассажиров, из них большинство — именно на плацкартных поездах. Почти 70% из них сталкиваются с подобными неудобствами, особенно в верхних и боковых полках.

Что делать, чтобы избежать подобных казусов?

  • Планировать заранее. Лучше бронировать места не в последний момент, брать билеты именно на нижние полки — ведь там просторнее.
  • Выбирать маршруты с современными поездами и вагонами. В Узбекистане всё больше входят в обиход новые составы, которые оснащены кондиционерами и более комфортными кроватями.
  • Обратить внимание на отзывы. Перед покупкой билета полезно почитать реальные отзывы путешественников о конкретных поездах и маршрутах.
  • Брать с собой дополнительные мелочи. Влажные салфетки, гигиенические средства, небольшую подушку — это сделает ночевку намного комфортнее.

Давайте подытожим

Провести ночь в узбекском плацкарте — это не только проверка терпения, но и уникальный опыт, который показывает настоящее лицо страны. Внешне всё кажется уютным и аутентичным, внутри — суровая реальность, о которой зачастую не рассказывают в туристических гидах. Столько историй, сколько я услышала о советских поездах и современных инновациях — всё это придает путешествию особый колорит. Мне же запомнилось больше не сама поездка, а её неожиданные сложности.

Но в конце концов, именно такие отзывы и помогают понять, как сделать путешествие лучше — ведь опыт, даже неприятный, учит нас быть подготовленнее и искать лучшие маршруты. В будущем я обязательно выберу другие способы перемещения по Узбекистану — так мне будет гораздо комфортнее и приятнее открывать новые горизонты и делиться ими с вами! А что вы думаете о ночных железнодорожных путешествиях? Есть ли у вас свои истории и лайфхаки? Делитесь в комментариях!

Ключевые слова для поиска изображений: